МК в Питере (mk piter) МК в Питере (mk piter)  
ГЛАВНАЯ АРХИВ ПОДПИСКА РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕКЛАМА ОБ ИЗДАНИИ Занести в Избранное Поиск по сайту Отправить e-mail


» Срочно в номер
  • Новогодний наряд за 200 миллионов
  • Медведи бегут из России
  • Венецианский фестиваль переезжает в Петербург
  • «Сапсан» загнал в тупик товарники
  • Первая скрипка пропала без вести
  • В деле о томографах — первая подозреваемая
  • Чиновники мурыжат адмирала Нахимова
  • Праздник к нам приходит
  • Перегородил дорогу полицейскому и был убит
  • «Тайные гастроли» Высоцкого в Ленинграде
  • Памятник вредной привычке
  • Въезд в город по конкурсу
  • Митингующих призвали в армию
  • Борис Гребенщиков попал в симфонию
  • Мечеть разукрасили светом
  • » Погода


    ФОБОС: погода в г.С.-Петербург

    » Рассылка

    Россияне — как натянутые струны

    07/12/2011

    Бетховена пустят в метро, Баха — на каток, а Чайковского — в торговые центры. В «Ночь музыки», которая пройдет в Петербурге 10 декабря, классика будет звучать в самых неожиданных местах. Так горожан хотят влюбить в серьезную музыку. Пианистка и победительница многих международных конкурсов, президент фонда «Музыкальный Олимп» Ирина Никитина рассказала «МК» в Питере», почему классические музыканты уезжают из России, а их концерты здесь не приносят дохода

    Россияне — как натянутые струны

    Бетховен под водочку

    — Есть ли сейчас в России молодые музыканты с мировым именем?

    — На этот вопрос никто толком не знает ответа. Молодые звезды, конечно, есть. Но они все уже давно и уверенно живут за рубежом. Например, пианистка Юлиана Авдеева (окончила Цюрихскую высшую школу музыки. — Ред.), пианист Денис Кожухин (учился в Высшей школе музыки королевы Софии в Испании), скрипач Никита Борисоглебский (учится в частной школе в Бельгии). А петербуржец Василий Петренко уже почти семь лет дирижирует Ливерпульским королевским симфоническим оркестром. В России сейчас существует большая опасность массового оттока талантливых музыкантов. Поэтому давайте думать о том, как хорошо мы обогатили планету своим русским исполнительским искусством.

    — Почему уезжают наши молодые музыканты?

    — По тем же причинам, почему уезжают инженеры и программисты. В России молодые музыканты не востребованы. Афиши у нас пестрят одними и теми же именами. Нас подкосили 90-е годы. В СССР классические музыканты, звезды балета были элитой страны. Они получали хорошую зарплату, их уважали. А потом страна развалилась на куски, и о музыкантах забыли. Им сказали: «Справляйтесь сами, как умеете». Но музыканты — как дети, они не умеют справляться сами. В конце 90-х годов к классическим музыкантам стали относиться как к специалистам в сфере обслуживания. Их начали приглашать в рестораны, на корпоративы. Это недопустимо в классической музыке! Я была свидетелем, когда знаменитые музыканты работали на днях рождения, а их никто не слушал. Все выпивали, гоготали, жадно поглощали еду. Я сидела и не понимала, что происходит…

    — Но сейчас ситуация изменилась? Классическая музыка — это прибыльная профессия?

    — Даже сейчас музыканты в основном голодные. Гонорары известных исполнителей существенно отличаются от зарплаты в шоу-бизнесе. Музыкальные звезды могут получать от 3 тысяч до 300 тысяч. Причем счет иногда идет не в долларах, а в рублях.

    — Раньше именно наши музыканты на мировых конкурсах показывали лучшие результаты. Исполнители из каких стран сейчас ценятся больше всего?

    — Необыкновенный уровень профессионализма у азиатских музыкантов. Они работают так, как мы, наверно, работали во времена СССР. Китайские, корейские исполнители понимают, что могут добиться успеха только невероятным трудом. Для них главное — выехать, победить на международных конкурсах, пробиться, показать, что они лучше других. Их тысячи. А у нас два-три хороших музыканта.

    Музыка развивает мозг

    — Так, может, все дело в том, что у нас просто больше нет спроса на классическую музыку?

    — У нас действительно стало меньше концертов. В России часто даже не знают тех имен, которые уже давно стали знаковыми в Европе. Хотя в Петербурге концерты зарубежных исполнителей все еще часто собирают аншлаги.

    — Получается, концерты классической музыки сейчас окупаются?

    — Нет, конечно. Они давно уже не приносят дохода нигде в мире. Даже знаменитый Зальцбургский фестиваль окупается только на 10–15 процентов. Он существует благодаря спонсорам и помощи правительства. Нашему фонду правительство помогало только во времена Анатолия Собчака.

    — Раз музыканты уезжают из страны, а академическая музыка не приносит дохода, так, может, ее время просто ушло?

    — Нам давно пора придумать что-то такое, что сможет объединить всех людей. Классическая музыка на это способна. Петь могут все. К тому же занятия музыкой развивают правое и левое полушарие головного мозга. Чтобы был результат, садиться за ноты надо не раньше двух лет и не позже восьми. Приведу пример: в Петербурге есть совершенно обыкновенная гимназия № 56, которая к музыке не имеет прямого отношения. Но 25 лет назад туда пришла замечательная директриса и сказала: «Хочу, чтобы моя школа пела!» И с тех пор все ученики там поют в хоре. Кто не может петь — стучит. В результате большинство учеников хорошо учатся и по математике, и по физике, и по литературе. Они поступают в престижные вузы страны. Я считаю, примеру этой гимназии должна последовать вся страна. И еще, самые сильные чувства — тоску, любовь — способна передать только классическая музыка. Без траурного марша Шопена у нас давно уже никого не хоронят. А свадебный марш Мендельсона у многих пробивает слезу. Классическая музыка и джаз способны заглушить почти любую боль. Поэтому мы сейчас хотим сделать проект, в рамках которого наши молодые музыканты давали бы концерты в детдоме, хосписе и тюрьме.

    Вампиры на сцене

    — А классическая музыка способна избавить от болезни?

    — Музыка имеет невероятный терапевтический эффект. После концерта у вас может пройти головная боль, улучшиться настроение. Правда, целительные свойства музыки напрямую зависят от ее исполнения. Иногда люди выходят с концерта без сил, опустошенными, с жуткими головными болями. Дело в том, что среди исполнителей встречаются «вампиры», которым необходимо вытягивать энергию из зала. Называть имен я не буду, но вы таких музыкантов сразу почувствуете.

    — Люди каких национальностей лучше всего понимают и чувствуют классическую музыку?

    — Люди с тонкой душой. Они есть во всех странах. Я всегда спорю, когда мне говорят, что американцы и европейцы слишком наивные или глупые. Это не так. Просто у них более чистая душа, чем у нас с вами. Ложь в Европе — это действительно плохо. А у нас врет каждый второй, потому что иначе не выжить. Мне бы не хотелось этого говорить, но долгое время мы — русские — жили в таких тяжелых условиях, что сохранить чистоту души смогли далеко не все. И мы ее окончательно потеряем, если и дальше будем вынуждены так крутиться. Пусть нам уже дадут спокойно улыбаться, дадут понять, что месть, зависть, постоянные кризисы, воровство нам больше не угрожают. Когда я возвращаюсь из Европы в Россию, тут же чувствую, что люди у нас — как натянутые струны, все тревожатся, чего-то опасаются. Может быть, классическая музыка сможет сделать нашу жизнь чуть-чуть легче.

    Катерина КУЗНЕЦОВА



    » Темы
    » Свежий номер

    14.12.2011
     Декабрь 2011 
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
          01 02 03 04
    05 06 07 08 09 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30 31  
                 


    Запрещена без согласия правобладателя перепечатка материалов,
    а также любое их использование в Интернет и электронных СМИ -
    без гиперссылки на сайт "МК" в Питере".
    редакция еженедельника "МК в Питере": E-mail web-мастеру

     Raitig@Mail.ru       Rambler's Top100   Яндекс.Метрика