МК в Питере (mk piter) МК в Питере (mk piter)  
ГЛАВНАЯ АРХИВ ПОДПИСКА РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕКЛАМА ОБ ИЗДАНИИ Занести в Избранное Поиск по сайту Отправить e-mail


» Срочно в номер
  • Новогодний наряд за 200 миллионов
  • Медведи бегут из России
  • Венецианский фестиваль переезжает в Петербург
  • «Сапсан» загнал в тупик товарники
  • Первая скрипка пропала без вести
  • В деле о томографах — первая подозреваемая
  • Чиновники мурыжат адмирала Нахимова
  • Праздник к нам приходит
  • Перегородил дорогу полицейскому и был убит
  • «Тайные гастроли» Высоцкого в Ленинграде
  • Памятник вредной привычке
  • Въезд в город по конкурсу
  • Митингующих призвали в армию
  • Борис Гребенщиков попал в симфонию
  • Мечеть разукрасили светом
  • » Погода


    ФОБОС: погода в г.С.-Петербург

    » Рассылка

    А был ли кризис?

    14/12/2011

    Негативное влияние кризиса ощутили на себе почти все российские предприятия. Причем малый и средний бизнес до сих пор борются с последствиями экономического спада. А вот крупная промышленность пришла в себя значительно быстрее. Почему? Об этом «МК» в Питере» рассказал генеральный директор одного из титанов отечественного производства — Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» — Юрий Заплаткин

    А был ли кризис?

    Треть всего военного экспорта идет в Индию

    В прошлом году индекс роста промышленного производства в России составил 8 процентов. Этот довольно невысокий показатель во многом обусловлен кризисными явлениями 2009 года. Хотя в целом ситуация выглядит оптимистично. В роли двигателя отечественной промышленности выступает оборонно-промышленный комплекс, экспортировавший в прошлом году товара более чем на 10 миллиардов долларов. При этом 44 процента всех поставок пришлись на авиатехнику.

    — В основном эти результаты были обеспечены поставками технологических комплектов и оборудования для лицензионного производства самолетов Су-30МКИ и Су-30МК2, авиационных двигателей для них и вертолетов типа «Ка», Ми-35М и Ми-35П, — уточняет Юрий Заплаткин. — И практически во всех этих поставках участвовала Корпорация «Аэрокосмическое оборудование».

    Наибольшим спросом российская авиатехника, по данным Юрия Заплаткина, пользуется в Индии, Алжире и Китае. Треть же всего портфеля военных заказов России (около 16 миллиардов долларов) приходится на Индию. Кроме того, активно развивается военно-техническое сотрудничество с Бразилией, Венесуэлой, Вьетнамом, Индонезией и Сирией.

    Общий рост производства в сфере оборонной промышленности в 2010 году составил 13 процентов, львиную долю из них обеспечила Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» (КАО).

    По прогнозам Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, полученный портфель заказов позволит России поддерживать нынешний уровень экспорта вооружений на протяжении ближайших пяти лет. Но, несмотря на это, расслабляться рано.

    — Ситуация оптимистична, но требует серьезных усилий и дальнейшей модернизации производства на предприятиях КАО, — считает Юрий Заплаткин. — Мировой и отечественный рынки очнулись от кризиса и пошли в рост, и сейчас задача корпорации — занять на них достойное место. В том числе наращивая усилия и в сфере производства гражданской техники.

    Правильное распределение активов

    По словам генерального директора Корпорации, в 2010 году КАО увеличила объем производства почти на треть. Что любопытно, продажи выросли не сильно — всего на 4,5 процента. Зато прибыль увеличилась в пять раз, составив 600 миллионов рублей.

    Добиться этого эффекта, по утверждению Юрия Заплаткина, удалось благодаря тому, что Корпорация постоянно «держала руку на пульсе рынка», перераспределяя по мере необходимости объемы производства по разной тематике. Жизнь доказала: подход был выбран правильный.

    — Существенный рост отражает эффективность проведенных в Корпорации мероприятий по управлению активами в условиях финансового кризиса, — уверен Юрий Заплаткин.

    Правильность поведения КАО наглядно подтверждают цифры, характеризующие работу Корпорации во время кризиса. В частности, когда в 2009 году вся промышленность России ушла в глубокий минус (в Санкт-Петербурге, например, объемы по обрабатывающей промышленности упали на 24%), КАО получила рекордную выручку. И это несмотря на то, что в 2009 году у Корпорации, как и у всех, упали объемы продаж гражданской продукции. Перенаправив усиленное внимание на работу военного сектора, Корпорация «выросла» до оборота в 8,8 миллиарда рублей.

    Но в 2010 году эхо кризиса докатилось и до военного сектора. Правительства стран-заказчиков, начав в 2009 году экономить, на 2010–2011 годы резко снизили объемы эксплуатационных расходов в своих войсках — конечно, в основном не за счет зарплаты своих военнослужащих, а за счет закупки запчастей.

    — У Корпорации, соответственно, началось снижение на 2–3 года объемов экспортных поставок, — говорит Юрий Заплаткин. — При этом и курс доллара в рублях стал падать. Следовательно, экспортная выручка у нас планово пошла вниз. Но общий результат оказался еще выше, чем в рекордном 2009 году, оборот Корпорации вырос до 9,2 миллиарда рублей — за счет начавшегося роста объемов продаж необоронной продукции.

    Продолжать свою политику Корпорация намерена и впредь. По ее прогнозам, в этом году экспорт продукции должен принести КАО 8,3–9,3 миллиарда рублей, что вполне укладывается в рамки текущей ситуации на традиционных внешнеэкономических рынках Корпорации, в том числе на ее основном рынке — в Индии. Анализ показывает, что до полного исчерпания последствий финансового кризиса значительного расширения бюджетных ассигнований на ремонт военной техники от правительства Индии ожидать не следует.

    — Поэтому Корпорация планирует пока минимальный гарантированный объем — около 8,3 миллиарда рублей, — рассуждает Юрий Заплаткин. — Но при некоторых ожидаемых изменениях на рынке мы вполне можем получить дополнительно до 1 миллиарда рублей выручки.

    Особый упор в Корпорации делают на модернизацию продуктового ряда. В частности, для реструктуризации казанского и альметьевского заводов «Радиоприбор» привлечены субсидии государства в общем размере 225 миллионов рублей. Деньги пошли заводам на пользу. Уже в первый год работы казанский «Радиоприбор» вышел на прибыль и сверх субсидии. Прибыль от вложений в ОАО «Альметьевский завод «Радиоприбор», где были внедрены новые продукты энергосбережения на базе светодиодной техники, ожидается в будущем году. Увеличили количество контрактов в рамках гособоронзаказа и еще два входящих в КАО предприятия — смоленский «Измеритель» и московский завод «Темп».

    На топ-менеджерах сэкономят, на инновациях — нет

    Есть, конечно, у Корпорации и сложности. Сейчас ей предстоит непростой период. Несмотря на хороший в целом показатель чистой прибыли в 2010 году, у КАО, как и у всех экспортеров, возникает серьезная проблема по экспортной выручке в будущем году. По прогнозу Минэкономразвития, курс доллара в 2012 году будет снижаться и составит 23–24 рубля. А значит, за каждый вырученный от экспорта доллар компания получит не 28–29 рублей, а на 15–20% меньше.

    — Сейчас мы впервые в своей практике можем столкнуться с ситуацией, когда при сохранении или даже росте валютных поступлений, получим рублевые убытки, — поясняет Юрий Заплаткин. — Причем эти убытки мы не намерены перекладывать на плечи своих российских поставщиков, поскольку они тоже в определенном смысле попадают в тяжелую внутрироссийскую ситуацию — существенный рост энерготарифов примерно в 1,5 раза, плюс полуторакратное же увеличение соцналога. Анализ показывает, что у большинства предприятий и у головной компании затраты и издержки из-за этого в среднем вырастут на 25–30%.

    Согласно своей политике упреждения, по словам Юрия Заплаткина, Корпорация уже начала принимать меры. Например, оптимизировать управленческие расходы. Уже сокращены траты по социальным программам для топ-менеджеров, по страхованию, по командировочным расходам, осуществлена ревизия оплаты услуг связи. Но, несмотря на необходимость жесткой экономии, снижать затраты на инновации КАО не планирует. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новой высокотехнологичной и инновационной, высоко востребованной рынком продукции для КАО остаются приоритетным направлением.

    — На инвестициях в перспективные проекты и перевооружение производства мы экономить не будем, — обещает Юрий Заплаткин. — Но и в минус не уйдем. У нас вполне действенные инструменты, способные обеспечить поступательное развитие Корпорации в трудных экономических условиях. Свою эффективность они уже доказали в кризис.

    Татьяна Бурдицкая

    На коммерческой основе



    » Темы
    » Свежий номер

    14.12.2011
     Декабрь 2011 
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
          01 02 03 04
    05 06 07 08 09 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30 31  
                 


    Запрещена без согласия правобладателя перепечатка материалов,
    а также любое их использование в Интернет и электронных СМИ -
    без гиперссылки на сайт "МК" в Питере".
    редакция еженедельника "МК в Питере": E-mail web-мастеру

     Raitig@Mail.ru       Rambler's Top100   Яндекс.Метрика